ВАХТАНГОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРАЛЬНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

По материалам Игоря Колобова-Тесля. 

По итогам Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров 2022 хочу зафиксировать несколько важных мыслей, которые прозвучали на ВФТМ. Очень много говорили о месте театрального менеджера в современной истории театра. Прозвучала такая мысль, что если 19 век, это был актерский театр, 20 век – режиссерский, то 21 век – это менеджерский театр. 

Именно театральный менеджер, по сравнению с представителями других театральных цехов оказался самым стрессоустойчивым, готовым в критической ситуации, что особенно мы наблюдаем последние три года, не просто подставить свое плечо коллегам и всему театру, а стать у штурвала и вывести из шторма театральный корабль. Как раз в недавнем интервью Кирилл Игоревич Крок высказывает и подчеркивает, что именно скамейка запасных худруков/творческих лидеров пуста и сейчас как никогда ощущается острая нехватка их в театрах. Это тенденция времени, творцу проще и удобней мигрировать между театрами, мало кто хочет осесть в одном конкретном театре и развивать его. А вот театральный менеджер, наоборот, готов стать локомотивом конкретного театра и достичь результатов. В это связи кажется очень спорная мысль, прозвучавшая в стенах ВФТМ, что полезный жизненный цикл театрального менеджера равен 5 лет, а далее наступает стагнация и как для пользы учреждения, так и для менеджера необходимо смена места работы.
Пример многих коллег говорит, наоборот, о другом, театр — это не краткосрочное, а долгосрочное планирование и стратегия, к 5-летнему рубежу менеджер часто только успевает «сформировать базу и укрепить фундамент», и только потом приходит результат. Хотя как известно 21 век — это поколение Z (зумеры), которые развиваются быстрее предыдущих поколений и процессы у них проходят быстрее. Вспоминаю, как n-лет назад на одной из театральных конференций, выступали уважаемые коллеги из театрального мира, в основном из творческого цеха и говорили об опасности перехода руководства театрами от худруков к директорам, что мол директора/продюсеры/менеджеры искусственно подталкивают творческих лидеров уходить из театров, создавая для них невыносимые условия. 
Конечно, такие примеры, увы, тоже есть, но процесс передачи «власти» от режиссера к менеджеру в российском театре скорее эволюционный, чем революционный. Хотим мы этого или нет, но именно менеджер/продюсер стал основной опорой для российского театра в последние годы. 

Кстати, очень показательно видно именно сейчас на примере ВФТМ, как мир театральных менеджеров самоорганизовался и объединился, стал основным каналом по диалогу с властью и обществом, стал местом, где аккумулируются и формируются запросы, находятся решения и определяются правила работы театра сегодня. Не хочу обидеть коллег из других театральных цехов, но на фоне всех остальных объединений, ассоциаций и т.д., объединение театральных менеджеров на базе ВФТМ и не только, выглядит более фундаментально. Нам удается не подаваться внутрицеховым распрям, оставаться едиными. При этом театральный менеджер открыт и готов к сотрудничеству, потому что если раньше было принято говорить про успешного театрального менеджера, что он крепкий хозяйственник, то в 21 веке театральный менеджер – это соучастник. Соучастник всего, что происходит в театре и в первую очередь творческого процесса. Театральный менеджер сейчас не может существовать вне творческого процесса, именно в этом сейчас и проявляется продюсерская работа менеджера. 

На ВФТМ мы в т.ч. говорили о разделении сфер влияния и ответственности, как раз в современном театре становиться нормой, что менеджер формирует запрос по репертуару, а творческий лидер формирует художественную ценность выпускаемого спектакля и это есть форма продюсерского театра сегодня. Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров изначально создавался и по-прежнему придерживается этой концепции – поддерживать активных и эффективных менеджеров, которые всегда стоят на пути развития. Для себя я разделяю три типа театральных менеджеров. 

Первый тип – это театральные менеджеры, которые вне зависимости от возраста, места нахождения, размера театра, внешних и внутренних факторов, ресурсов, всегда находиться в активной позиции, всегда ищут новые и интересные пути развития, держат руку на пульсе, для них смерти подобно остановиться, вся их жизнь – цель, механизм достижения, результат! Именно для такого типа театральных менеджеров создавался ВФТМ, именно таких менеджеров он объединяет и притягивает в свои ряды.
 
Второй тип театральных менеджеров исповедует принц существования – тише воды, ниже травы, они не любят предпринимать активных действий, они считают, что все они попробовали, все знают и все эти новые «штучки» бессмысленны. Они считают, основная проблема бедственного положения их театра в другом, что кто-то что-то либо не делает, либо мало уделяет внимание, либо мало дает им денег, поэтому любая инициатива подчинённых вызывает у них отторжение и гнев, в фаворе у них те подчинённые, которые говорят им то, что они хотят слышать и разделают их убеждения. Такой типаж, увы, еще распространен, театров с такими руководителями еще много, а значит актуальность ВФТМ еще долго будет сохраняться. 

Третий типаж театральных менеджеров я называю «соловьи», пожалуй это самый опасный типаж, потому что идет подмена понятий, их часто воспринимают, как успешных, приводят в пример, даже на ВФТМ со сцен прозвучало пару имен таких менеджеров, как успешных, что конечно резануло ухо. Этот типаж театральных менеджеров отличает характерная черта, их часто очень любят чиновники, потому что менеджеры готовы на все, только бы угодить чиновникам. Они не выстраивают грамотную коммуникацию с властными структурами, о чем мы говорили на лекциях про GR, для них главное услужить. Такие менеджеры прекрасные ораторы, всегда заливаются прям заслушаться, очень любят выступать и всегда в первых рядах, чтобы быть на всех фото и видео. Они, часто используя свое ораторское искусство и падкость на лесть многих звезд, всеми правдами и не правдами зазывают их к себе в гости в театры, устраивают для них гастроли, фестивали. И все только ради одного – чтобы звезда на камеры сказала, какой он хороший театральный менеджер и какой у него хороший театр. А в сухом остатке – стратегии развития театра нет, труппа и цеха разваливаются из-за сомнительного низкого качества спектаклей, зрителя приручают потреблять откровенный театральный фаст-фуд, фестивали организуются по принципу – собраться, выпить и раздать всем награды и главное по итогам повесить на стенку кабинета еще одну фотографию со звездой. Такой типаж театральных менеджеров мы стараемся не пускать на ВФТМ, не хочется становиться им поддержкой. 

И последнее, что хочется подчеркнуть по итогам ВФТМ2022, не помню кто точно сказал это фразу, но смысл такой – нигде нет так много провинциальных театров, как в столицах. Большинство спикеров на ВФТМ, это спикеры из регионов и это не случайно, регионы в своем развитии обогнали столицы, Москву и Питер. У нас на ВФТМ не так много заявок приходит из Москвы и Питера, потому что есть столичный снобизм. Да простят меня мои столичные коллеги, но это так, у многих «корона на голове» - «разве меня может кто-то научить?! Да я сам кого угодно научу!» Но объективно, за редким исключением, большинству театров столиц есть чему поучиться, поучиться у более успешных коллег именно в регионах! Потому, что некоторые столичные театры просто примитивно используют данность, концентрация большого количества населения и более платежеспособная публика, никак не развивая взаимодействие с ней, работая с пресловутыми 5%. В то время, когда регионы, наоборот, активно экспериментируют, ищут, внедряют, развивают и объективно расширяют аудиторию, привлекая в театр все больше и больше зрителей. Поэтому после каждого ВФТМ я лично окрыляюсь и вдохновляюсь примером коллег из регионов!

   Директор третьего типа мне очень хорошо знаком. К большому  сожалению, приходилось встречаться. Жаль потраченного времени и здоровья.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ГЕННАДИЙ КАРПОВ

" Прекрасное воскресение " Анатолия Эфроса.

ИЩЕМ АКТЕРА НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ И ТАНЦУЮЩИХ ДЕВУШЕК!