Крепостной театр
Крепостной театр — в
Российской империи до отмены крепостного права в 1861 г. частный театр
дворянина, состоявший из крепостных актёров, принадлежавших ему на праве
собственности.
Выступала такая труппа где, сколько и как указывал хозяин,
использовалась как в развлекательных, так и в коммерческих целях. Актёр
крепостного театра был абсолютно бесправен, так как оставался крепостным и
вместе со всей труппой мог по решению дворянина быть продан в другие руки,
наказан, отправлен на тяжёлые работы.
Репертуар, как правило, включал оперу, балет и драматические
спектакли. О свободе творчества речи не шло, актёрский труд носил скорее
принудительный и нередко временный характер. Уровень профессионализма актеров
колебался от безвкуснейшей самодеятельности до достаточно сыгранного и
известного коллектива.
Своей жестокостью к актёрам прославился владелец орловского
крепостного театра граф Сергей Каменский. Нравы его театра описаны А. И.
Герценом в повести «Сорока-воровка» и Н. А. Лесковым в повести «Тупейный
художник». Билеты в театр граф продавал сам, сидя в кассе. В антрактах публику
угощали пастилой, мочёными яблоками и мёдом. Граф зорко следил за игрой
артистов и записывал все замеченные ошибки. На сцене висело несколько плёток, и
после каждого акта он ходил за кулисы и там делал расчёты с провинившимися актёрами,
крики которых долетали до слуха зрителей.
Часто смеялись и смеются и ныне над этими полубарскими
затеями. Они имели и свою хорошую сторону. Эти затеи прививали дворне некоторое
просвещение, по крайней мере грамотность; если не любовь к искусствам, то по
крайней мере ознакомление с ними. Это все-таки развивало в простолюдинах
человеческие понятия и чувства, смягчало нравы и выводило дворовых людей на
Божий свет. От этого скоморошества должны были неминуемо западать в них
некоторые благие семена. Эти полубарские затеи могли иметь и на помещиков
благодетельное влияние: музыка, театральное представление отвлекали их отчасти
от псовой охоты, карт и попоек.— П. А. Вяземский
В переносном смысле «крепостным театром» называли театральные коллективы,
сформированные из заключенных ГУЛАГа. В них принимали участие как попавшие в
лагерь профессиональные актёры и режиссёры, так и люди, обучавшиеся
театральному искусству уже в заключении. Заключённым, работавшим «стахановскими
методами труда» , предоставлялся целый ряд специальных, дополнительных льгот, в
частности постоянный клубный билет на занятие лучшего места для просмотра кинокартин,
художественных постановок и литературных вечеров.
Часто крепостные театры представляли собой настоящие
застенки, тюрьмы и гаремы. Власть помещика над актерами никем не
ограничивалась, поэтому большинство крепостных трупп напоминали кукольный театр
Карабаса-Барабаса. Судьба актера зависела только от воли хозяина. Актеров
продавали и покупали, как и других крепостных, но стоили они дороже. Цена
талантливого актера или актрисы достигала 5 000 рублей, тогда как за простую
девушку-горничную давали 80 рублей, а за мужчину, годного в рекруты, 120.
Каменский не жалел денег на декорации, а его артисты жили
впроголодь и ходили побираться в город. Театр в итоге разорил Каменского. В
1835 году не осталось денег даже на похороны графа.
У театра В.Г. Гладкова в Пензе тоже была дурная слава.
То есть актеры и спектакли достаточно высоко ценились, а
владелец театра был известен своей жестокостью и пьянством. Актеры часто
выходили на сцену с синяками и заплаканными глазами.
Не стесняясь , помещик отбирал у крепостных актеров жен,
насиловал приглянувшихся актрис. На Гладкова писали жалобы, но благодаря
высокопоставленному родственнику в Петербурге, пензенскому рабовладельцу все
сходило с рук.
Владельца театра в Выксе И.Д. Шепелева за жестокость
прозвали "Нероном". Актеры Шепелева страдали от изнурительных
репетиций и невыполнимых требований тирана. За малейшую провинность он избивал
их камышовой тростью. Целая сеть стукачей сообщала барину о любом случайном
взгляде актрисы на мужчину. Как-то раз одна балерина отправила любовную записку
крепостному капельмейстеру. Узнав об этом, Шепелев устранил обоих - у
капельмейстера якобы случился удар, а актриса пропала без вести.
Неизвестно, сколько талантов было загублено в театрах этих
безумных рабовладельцев. Сколько еще Щепкиных и Мочаловых (оба тоже были
крепостными) могло бы украсить русскую театральную сцену.
Комментарии