Знакомство с Юрием Любимовым
Мои родители в то время жили на Пролетарской, в пятнадцати минутах от театра на Таганке. В один из воскресных дней раздался звонок моего друга, который сообщил мне, что в театре на Таганке Юрий Петрович Любимов набирает актерско-режиссерский курс на базе Щукинского училища .
Я узнал, что именно завтра, всего один день Ю.П.Любимов
будет проводить прослушивание для поступающих на актерский и режиссерский
факультет.
В 6 утра я пришел на служебный вход театра на Таганке, но
там уже в предбаннике находилось несколько человек. Кто-то спал на газете прямо
на полу, кто-то сидел на рюкзаке и дремал и т.д. Я понял, что люди еще с ночи
занимали очередь, чтобы быть первыми.
Я занял очередь и стад ждать. Только в десять утра, когда
все помещение перед служебным входом в театр наполнилось народом, вышла
ассистентка Евгения и объявила, что Ю.П.Любимов
будет прослушивать только один день и те, кто успеет, тот и попадет к
нему на прослушивание.
В эту секунду народ ринулся во внутрь театра. Так как я
оказался в первых рядах, мне повезло, я беспрепятственно проник внутрь театра.
С трудом охранникам удалось закрыть стеклянную дверь, чтобы остановить нахлынувший поток желающих.
Нас завели в просторный репетиционный зал, где в середине
стоял большой стол, за которым сидел сам Юрий Петрович и рядом с ним его
ассистенты. По обеим сторонам от стола сидели те, кто собирался поступать на
актеров, по другую – будущие режиссеры.
Юрий Петрович интересно рассказывал о театре на Таганке,
о своем друге Эрдмане, а потом предложил нам выбрать актеров и за месяц
приготовить отрывки для показа. Это было наше первое задание творческого
конкурса.
Я понимал, что у ребят напротив не было никакого опыта,
навыков. Было только одно большое желание учиться на актеров у мастера.
Поэтому я не стал заморачиваться с драматургическим
материалом, а выбрал самую простую пьесу Павловой-Кучкиной “ Страсти по Варваре”.
Дальше я отобрал двух симпатичных девушек на роль мамы Варвары и соседку.
Весь месяц мы втроем репетировали в 31 репетиционном зале
в Московском Театре Киноактера на Поварской. Почему именно там? Дело в том, что
в то время после окончания ГИТИСа я работал там актером. С вахтерами у меня
сложились дружеские отношения, поэтому проблем с ключом от репетиционного зала
не было.
Через месяц мы показали наш отрывок Юрию Петровичу. Он
внимательно посмотрел его до конца, а потом девочек отпустил, а меня пригласил
присесть к столу.
Геннадий, вы хотите быть режиссером? – спросил Юрий Петрович.
Да, Юрий Петрович, очень хочу,- ответил я.
Он еще раз внимательно посмотрел на меня и попросил своего
ассистента записать меня в особый
список. Но до этого он еще долго расспрашивал меня о моей работе актером, о
том, где учился, какие спектакли хочу поставить, как режиссер. Это был своего
рода коллоквиум, где он знакомился со мной.
На следующий день всех, кто прошел первый отборочный тур,
пригласили снова в тот же просторный белый зал. В этот раз народу заметно
поубавилось.
Юрий Петрович нам дал новое задание. Через месяц
приготовить экспликацию по тому спектаклю, который мы хотели бы поставить и
рассказать все о нем в мельчайших подробностях.
Я не стал ударяться в “писанину”, а решил сделать макет
своего будущего спектакля и на нем рассказать все о своем замысле.
На этот раз я выбрал пьесу Гарсиа Лорки “ Дом Бернарды
Альбы”.
Целыми днями я выпиливал из деревяшек свой макет, из кусков
черного бархата шил занавеси и шторы, клеил из твердой бумаги факелы и потом
красил их.
Настал день сдачи нового задания. Юрий Петрович посмотрел
на большую коробку, которую я принес с собой и спросил- А это что у вас? Это
мой макет, на котором я хочу вам рассказать о замысле моего спектакля, можно? – ответил я. Макет,
это интересно, ну давайте посмотрим, - предложил Юрий Петрович. Я раскрыл
коробку и достал из нее свой макет и положил на стол перед мастером. Наступила тишина. Юрий Петрович внимательно смотрел на
макет, а потом сказал, - ну рассказывайте.
Я рассказал все о замысле спектакля, мастер ни разу не
перебил меня. Только в конце спросил,- а почему у вас факелы желтого цвета?
Просто у меня не хватило золотистой краски, Юрий
Петрович,- ответил я. И снова он посмотрел на меня внимательным пронизывающим
взглядом, а потом произнес своему ассистенту,-
я его беру к себе на курс, запишите Карпова.
Но радоваться было рано. Через несколько дней нам всем
объявили, что кафедра режиссуры в Щукинском училище хочет нам устроить свой
экзамен, не зависимый от Ю.П.Любимова.
Сначала мы сдавали актерскую программу – басню, стихи и
прозу. За столом сидел Владимир Абрамович Этуш, Ставская Людмила Владимировна,
Евгений Симонов, Ю.М.Паламишев и другие мастера.
Потом среди нас распределили русские пословицы, статичные
этюды на которые мы должны были показать. Но в этом этюде нам необходимо было
выразить саму суть пословицы. Мне досталась следующая пословица – “Не было ни
гроша, да вдруг алтын”.
Вместо одного этюда, я показал два. Кафедре понравилось и
меня допустили до коллоквиума, который был назначен на следующий день.
Помню, что в тот день за столом народу было еще больше.
Меня очень долго расспрашивали о театре, о тем спектакле, который я хочу
поставить и конечно же о Вахтангове. После всех вопросов, Владимир Абрамович
задал мне последний вопрос – Что такое фантастический реализм? Так как за лето
я прочел всего Вахтангова, пересмотрел почти все спектакли театра Вахтангова и
театра на Таганке, мне легко было ответить на этот вопрос.
Общественные предметы были нашими последними экзаменами в
Щукинское училище.
Когда я приехал в училище посмотреть результат всех
экзаменов, я увидел свою фамилию в числе поступивших.
Так состоялось мое первое знакомство с большим мастером,
великим театральным режиссером Юрием Петровичем Любимовым.
Комментарии