Знакомство с Юрием Любимовым



Мои родители в то время жили на Пролетарской, в пятнадцати минутах от театра на Таганке. В один из воскресных дней раздался звонок моего друга, который сообщил мне, что  в театре на Таганке Юрий Петрович Любимов набирает  актерско-режиссерский курс на базе Щукинского училища .

Я узнал, что именно завтра, всего один день Ю.П.Любимов будет проводить прослушивание для поступающих на актерский и режиссерский факультет.

В 6 утра я пришел на служебный вход театра на Таганке, но там уже в предбаннике находилось несколько человек. Кто-то спал на газете прямо на полу, кто-то сидел на рюкзаке и дремал и т.д. Я понял, что люди еще с ночи занимали очередь, чтобы быть первыми.

Я занял очередь и стад ждать. Только в десять утра, когда все помещение перед служебным входом в театр наполнилось народом, вышла ассистентка Евгения и объявила, что Ю.П.Любимов  будет прослушивать только один день и те, кто успеет, тот и попадет к нему на прослушивание.

В эту секунду народ ринулся во внутрь театра. Так как я оказался в первых рядах, мне повезло, я беспрепятственно проник внутрь театра. С трудом охранникам удалось закрыть стеклянную дверь, чтобы  остановить нахлынувший поток желающих.

Нас завели в просторный репетиционный зал, где в середине стоял большой стол, за которым сидел сам Юрий Петрович и рядом с ним его ассистенты. По обеим сторонам от стола сидели те, кто собирался поступать на актеров, по другую – будущие режиссеры.

Юрий Петрович интересно рассказывал о театре на Таганке, о своем друге Эрдмане, а потом предложил нам выбрать актеров и за месяц приготовить отрывки для показа. Это было наше первое задание творческого конкурса.

Я понимал, что у ребят напротив не было никакого опыта, навыков. Было только одно большое желание учиться на актеров у мастера.
Поэтому я не стал заморачиваться с драматургическим материалом, а выбрал самую простую пьесу Павловой-Кучкиной “ Страсти по Варваре”. Дальше я отобрал двух симпатичных девушек  на роль мамы Варвары и соседку.

Весь месяц мы втроем репетировали в 31 репетиционном зале в Московском Театре Киноактера на Поварской. Почему именно там? Дело в том, что в то время после окончания ГИТИСа я работал там актером. С вахтерами у меня сложились дружеские отношения, поэтому проблем с ключом от репетиционного зала не было.

Через месяц мы показали наш отрывок Юрию Петровичу. Он внимательно посмотрел его до конца, а потом девочек отпустил, а меня пригласил присесть к столу.

Геннадий, вы хотите быть  режиссером? – спросил Юрий Петрович.
Да, Юрий Петрович, очень хочу,- ответил я.
Он еще раз внимательно посмотрел на меня и попросил своего ассистента  записать меня в особый список. Но до этого он еще долго расспрашивал меня о моей работе актером, о том, где учился, какие спектакли хочу поставить, как режиссер. Это был своего рода коллоквиум, где он знакомился со мной.

На следующий день всех, кто прошел первый отборочный тур, пригласили снова в тот же просторный белый зал. В этот раз народу заметно поубавилось.

Юрий Петрович нам дал новое задание. Через месяц приготовить экспликацию по тому спектаклю, который мы хотели бы поставить и рассказать все о нем в мельчайших подробностях.

Я не стал ударяться в “писанину”, а решил сделать макет своего будущего спектакля и на нем рассказать все о своем замысле.
На этот раз я выбрал пьесу Гарсиа Лорки “ Дом Бернарды Альбы”.
Целыми днями я выпиливал из деревяшек свой макет, из кусков черного бархата шил занавеси и шторы, клеил из твердой бумаги факелы и потом красил их.

Настал день сдачи нового задания. Юрий Петрович посмотрел на большую коробку, которую я принес с собой и спросил- А это что у вас? Это мой макет, на котором я хочу вам рассказать о замысле  моего спектакля, можно? – ответил я. Макет, это интересно, ну давайте посмотрим, - предложил Юрий Петрович. Я раскрыл коробку и достал из нее свой макет и  положил на стол перед  мастером. Наступила  тишина. Юрий Петрович внимательно смотрел на макет, а потом сказал, - ну рассказывайте.

Я рассказал все о замысле спектакля, мастер ни разу не перебил меня. Только в конце спросил,- а почему у вас факелы желтого цвета?
Просто у меня не хватило золотистой краски, Юрий Петрович,- ответил я. И снова он посмотрел на меня внимательным пронизывающим взглядом, а потом произнес  своему ассистенту,- я его беру к себе на курс, запишите Карпова.

Но радоваться было рано. Через несколько дней нам всем объявили, что кафедра режиссуры в Щукинском училище хочет нам устроить свой экзамен, не зависимый от Ю.П.Любимова.

Сначала мы сдавали актерскую программу – басню, стихи и прозу. За столом сидел Владимир Абрамович Этуш, Ставская Людмила Владимировна, Евгений Симонов, Ю.М.Паламишев и другие мастера.
Потом среди нас распределили русские пословицы, статичные этюды на которые мы должны были показать. Но в этом этюде нам необходимо было выразить саму суть пословицы. Мне досталась следующая пословица – “Не было ни гроша, да вдруг алтын”.

Вместо одного этюда, я показал два. Кафедре понравилось и меня допустили до коллоквиума, который был назначен на следующий день.
Помню, что в тот день за столом народу было еще больше. Меня очень долго расспрашивали о театре, о тем спектакле, который я хочу поставить и конечно же о Вахтангове. После всех вопросов, Владимир Абрамович задал мне последний вопрос – Что такое фантастический реализм? Так как за лето я прочел всего Вахтангова, пересмотрел почти все спектакли театра Вахтангова и театра на Таганке, мне легко было ответить на этот вопрос.

Общественные предметы были нашими последними экзаменами в Щукинское училище.

Когда я приехал в училище посмотреть результат всех экзаменов, я увидел свою фамилию в числе поступивших.

Так состоялось мое первое знакомство с большим мастером, великим театральным режиссером Юрием Петровичем Любимовым.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ГЕННАДИЙ КАРПОВ

" Прекрасное воскресение " Анатолия Эфроса.

ИЩЕМ АКТЕРА НА ГЛАВНУЮ РОЛЬ И ТАНЦУЮЩИХ ДЕВУШЕК!